Изразцы, или кафель — это особой формы глиняные таблички (плитки), имеющие вид небольшой коробки и предназначенные для облицовки чего-либо. В том числе таким кафелем облицовывалась и изразцовая печь. Главная особенность и отличие любых изразцов (а большее распространение получили все-таки керамические изделия) от облицовочной плитки – это наличие румпы (выемки разного размера в виде чаши на оборотной стороне), предназначенной для удержания печного тепла.
История происхождения и распространения кафеля
Известная человечеству история создания керамических плиток для облицовки начинается с Древнего Египта и Ассиро-Вавилонских царств за два тысячелетия до нашей эры.
Многие века технология изготовления изразцов не менялась:
- Сама коробчатая форма изразца исполнялась путем оттиска в соответствующей деревянной опалубке.
- Румпа вытачивалась гончаром на его рабочем инструменте.
- Затем кафель доводился до соответствующей кондиции путем обжига в печи или на костре.
Изразцы в Западной Европе
В Западной Европе изразцы известны с VIII века нашей эры. А их расцвет пришелся на время ухода из архитектуры готики и прихода ей на смену барокко – эпоху Возрождения. Ничего странного нет в том, что изразцы были востребованы на севере и в центре Европы (германские княжества, Нидерланды, Швейцарская конфедерация, Речь Посполитая и так далее), и ими облицовывались изразцовые печи и камины, тогда как на юге они играли больше декоративную роль.
Изразцы на Руси
Мода на них пришла на Русь в XV-XVI веках с Запада, видимо, еще при великом московском князе Василии III — отце первого русского царя Ивана Грозного. Не миновала и Польшу, с которой русские очень сильно враждовали и воевали, но также многое оттуда и заимствовали. Вначале изразцы больше применялись при строительстве, в основном церквей и монастырей. Но в первой половине XVII века ширинковые изразцы (кафель, помещаемый в углубление стены как элемент декора) деятельно использовались не только в Москве, но и во Владимире, Ярославле и Нижнем Новгороде.
В первой половине XVI века в Псково-Печорском монастыре на могилы ставили керамиды. Это плиты со сложным рельефным рисунком, политые глазурью. Таким образом, ответом на вопрос «При каком царе появились изразцовые печи?» будет – при первом русском царе Иване IV Васильевиче, прозванном Грозным.
Расцвет ценинного дела в Москве пришелся на период управления Русской церковью патриархом Никоном. Им были положено начало изготовления изразцов, в том числе и в Иверском монастыре, где работали иностранцы-переселенцы из Речи Посполитой.
Изразцовая русская печь
Практически до конца XIII века на Руси повсеместно отапливали жилища по-черному (выход дыма осуществлялся через дыру в потолке). Печи сооружались из тщательно подогнанных цельных камней приличного размера. Только с XV века их постепенно стали вытеснять русские печи с дымоходом, выполненные из огнеупорного кирпича. Серьезную попытку покончить с отоплением по-черному предпринял Великий Петр. Царь из-за высокой степени пожароопасности повелел строить русские печи с трубами из огнеупорного кирпича и кафеля, расписанного в его любимом голландском стиле. Поэтому на вопрос «При каком царе появились изразцовые печи в России?» можно дать однозначный ответ: официально по указу – при царе Петре I. Правда, сначала добился он этого в обеих столицах России, а чуть позже в других городах этим вопросом занимались его последователи. Окончательно эта проблема была решена только в следующем веке.
Места обжига кафеля именовались заводами. В этом и следующих веках изразцы производились в огромных масштабах в обеих столицах России и множестве других мест практически только для строительства и облицовки печей.
Значение печи
В России печь имеет особое сакральное значение. Это не только готовка еды, как в Южной Европе, и обогрев помещений, как в Европе Северной. Печь была для русских людей всем. На ней спали, лечились и любились, в ней мылись — она была центральным узлом такого широкого понятия, как дом. Недаром, согласно поверьям, под печкой жил хранитель дома – домовой. Естественно, что печь служила и основным элементом декора, который грех было не украсить, тем более что на это имелось особое царское повеление.
Устройство и особенности работы
Поверхность изразца может быть ровной или шероховатой, а оборотная – только вогнутой, заполняемой песком или битым кирпичом, насыпаемым в румпу. Это необходимо для создания своего рода термоподушки.
Изразцовая печь, построенная из специальных изразцов или облицованная кафелем, не только долго сохраняла тепло, более медленно отдавая его окружающему пространству, но и за счет термоподушки получала его, пусть и небольшую часть, обратно. А точки крепления, специально сделанные на оборотной стороне (кроме области румпы), также давали возможность не только более крепкого сцепления с кирпичной кладкой печи, но и синхронного с нею расширения при нагревании и сжатия при охлаждении. То есть, согласно специальному техническому термину, система позволяла им «дышать» вместе с печкой. Изразцы просты в уходе, так как легко моются. А также они накапливают на себе меньше грязи и пыли, по сравнению с известкой или кирпичной кладкой.
Изразцовая печь с толстенными стенками, позволившими обеспечить вполне приемлемые условия для существования человека в России в зимний период, были прозваны голландками. Видимо, за непременно наличествующий синий рисунок на кафеле в делфтском стиле, хотя на самом деле в Европу они попали уже из России. Но в истории так часто бывает. Сюжетами делфта являются морские пейзажи, корабли, люди разных сословий и занятий и тому подобные картинки из жизни. В середине позапрошлого века такой стиль породил народный промысел в подмосковной Гжели, существующий до сих пор.
Изразцовая плитка для печей и каминов
Хотя главным и подавляющим по своей производимой массе в России был голландский (делфтский) стиль изображений на изразцах, разнообразие в него вносили и импортируемые английские изразцы, а также буйная фантазия русских дизайнеров прошлого и позапрошлого столетий. Изразцовая плитка для печей дает возможность устоявшийся образ кирпично-красной печи заменить на любой стиль. Это антика или классицизм, барокко или рококо, модерн или постмодерн, арт-деко или поп-арт, шале или скандинавский стиль, и так далее.
Стоит отметить один интересный факт. В середине XVIII века при императрице Елизавете I Петровне в России производилось изразцов больше, чем где-либо в Европе.
Русская печь в XXI веке
Русская печка в текущем веке уже редко, особенно в городских условиях, предназначается для отопления и отдыха, а все больше, наряду с каминами, используется как важный элемент декора помещений. Камин, в том числе сложенный своими руками, больше тяготеет к западному образу, а изразцовая печь – славянофильскому. При этом внешнему облику придается гипертрофированное значение, и наряду с настоящими изразцами с румпой подчас изготавливают их упрощенные образцы, а то и просто архитектурную керамику.
Информация в заключение
Итак, мы рассмотрели, при каком царе изразцовая печь появилась. Археологи, как всегда, любят рушить теории, взлелеянные и выписанные историками. Так, находка в начале прошлого века в Киеве кафлей (изразцов), датируемых эпохой крещения Руси, в очередной раз проверила на прочность теорию прихода изразцов на Русь из Западной Европы в XV-XVI веках. Так как изразцы были найдены при раскопках княжеских палат, то официальная историография отнесла их к подарку, возможно, полученному от Византии. От кого принял подарок князь Владимиро-Суздальского княжества Андрей Боголюбский для отделки уже в XII веке своих палат – не уточняется.
Старинный секрет производства кафеля с подглазурной живописью был утерян и вновь воссоздан уже во второй половине прошлого века. В настоящее время изразцовые печи и камины облицовывают соответствующим кафелем, производимым на высоком художественном уровне всего несколькими российскими мастерскими.
#Обовсёмнасвете
0 коммент.:
Отправить комментарий