Колонию особого режима «Вологодский пятак», расположенную на острове посреди озера, часто называют «русским Алькатрасом». Как и американскую тюрьму, от суши ее со всех сторон отделяет ледяная вода северного водоема, а условия содержания здесь считаются одними из самых суровых. За многолетнюю историю из ИК не удалось сбежать ни одному заключенному.
История
Остров Огненный. Небольшой клочок земли в центре Нового озера, находящегося в Белозерском районе Вологодской области. Человек впервые ступил на эту землю в 1517 году. Им был Кирилл Белый, инок Корнилиево-Комельского монастыря. Он искал место, где можно было уединиться и предаваться молитвам. И наконец нашел. В то время остров именовался Красным. Через пару лет к Кириллу присоединились еще несколько монахов. Вместе они основали Кирилло-Новоезерский монастырь. Сейчас его постройки и стены являются тюрьмой «Вологодский пятак».
Колония появилась на Огненном острове после прихода советской власти в вологодские края. В 1918-м всех монахов оттуда выгнали, а в монастырь начали свозить революционно настроенных людей и врагов народа. Ближе к началу войны большую часть заключенных составляли советские хозяйственные и партийные деятели, попавшие под сталинские репрессии. Место, где был монастырь, стали называть Новоезерской ИТК или просто лагерным пунктом строгого режима.
В 1953 г. Берия перепрофилировал тюрьму в узилище для особо опасных преступников. Тогда и появилось новое название колонии – «Вологодский пятак». Теперь контингент, который туда поступал, составляли осужденные за убийства и бандитизм.
1990-2000 годы
Уже под российской юрисдикцией в 1994-м тюрьму приспособили для содержания преступников, получивших пожизненный срок. Тогда и состоялся первый этап таких заключенных в количестве семнадцати человек. После того как в 1996 г. был объявлен мораторий на смертную казнь, их число в «Вологодском пятаке» значительно увеличилось.
За все годы существования ИК в ней ни разу не было акций массового неповиновения или бунтов. Лишь однажды, в 1995 г., заключенные взбесились из-за решения администрации полностью запретить курение на территории острова. Чтобы сдержать гнев преступников, в качестве компенсации был изменен порядок конвоирования вне камер. В отличие от других колоний особого режима, в «Вологодском пятаке» узников не заставляют наклоняться к земле и выставлять растопыренные руки за спину.
В настоящее время
В новое тысячелетие тюрьма вступила с ведрами вместо унитазов и отсутствием раковин в камерах. Во всех объектах ИК сохранялся дух глубокой древности. В 2011-м в «Вологодском пятаке» провели глобальную реконструкцию: установили санузлы и рукомойники с холодной водой. Но колония по сей день, как и при иноке Кирилле, отапливается дровами и углем.
Сегодня контингент заключенных на острове составляют убийцы, педофилы, маньяки и даже людоеды. Среди прочих здесь отбывают наказание личности, чьи преступления прогремели на всю страну. Например, один из террористов, захвативших школу в «Беслане», участник подрыва «Невского экспресса». Есть в «Вологодском пятаке» и свой старожил – Казбек Калоев, грабивший и убивавший людей на улицах. Еще в 1990-м его приговорили к смертной казни, а потом заменили расстрел пожизненным сроком. В 2015 г. Калоев подал прошение об УДО – такое право дается всем «пожизненникам» после отбытия 25 лет заключения. Заявление отклонили. За всю историю «Вологодского пятака» условно-досрочно оттуда никто так и не вышел.
Особенности содержания
Сейчас в тюрьме, лимит наполнения которой составляет 505 мест, отбывают наказание менее двухсот человек. Узники с неуравновешенной психикой сидят в «одиночках», более стрессоустойчивые делят камеры с соседом. На стенах коридоров всех блоков «Вологодского пятака» – фото заключенных и памятки с описанием их злодеяний и особенностей поведения. Эта мера нужна для охранников – чтобы не расслаблялись. Почти на каждой табличке есть указания о склонности к членовредительству, побегу и суициду.
День обитателей колонии строится так: в шесть утра подъем, затем работа, прием пищи, прогулки, в десять вечера отбой. В промежутках – радио, книги и телевизор. Во время бодрствования садиться и ложиться на кровать запрещено. Гуляют по одному в небольших двориках, полтора часа ежедневно. Разрешают читать книги, кроме детективов и запрещенной литературы. У заключенных есть возможность заработать на телевизор в камеру. На острове показывают четыре канала, смотреть можно все, за исключением боевиков.
Связь с внешним миром
Что касается работы, в тюрьме «Вологодский пятак» практически все узники занимаются пошивом варежек и головных уборов. Зарплату тратят на покупки в местном магазине. На содержание каждого заключенного ежемесячно расходуется около пяти тысяч рублей: это затраты на питание и коммунальные услуги.
В первые десять лет срока осужденным запрещены звонки и длительные свидания. В год разрешается только два четырехчасовых посещения. По прошествии десятилетия позволяют долгосрочные трехдневные свидания. Еще через несколько лет, если заключенный ведет себя хорошо, периодически дают возможность совершать короткие звонки.
Последнее пристанище
По словам начальника «Вологодского пятака» Владимира Горелова, в последние годы наблюдается тенденция снижения возраста «пожизненников». Сейчас в колонию все чаще привозят двадцати-тридцатилетних парней. Причем, как правило, они являются впервые осужденными, ранее не совершавшими преступлений.
Сложно понять, почему молодые ребята ради насилия и убийств сознательно запирают себя в клетке и лишаются массы возможностей. Так или иначе, они выбрали свой путь, и все, что им остается – остаток дней провести в камере, отбывая наказание длиною в жизнь.
#Обовсёмнасвете
0 коммент.:
Отправить комментарий