От сумы и от тюрьмы не зарекайся. Хорошая русская пословица, которая демонстрирует, как нельзя лучше, наши реалии. Вот, например, чиновник долгие годы занимает руководящие посты, его все ценят, награды есть, а потом вдруг приходит полиция и арестовывает уважаемого человека на глазах у всех. Оказался орденоносец мошенником и вором. Как так? Вот и Магомедов Сулейман Валибагандович не сумел избежать этой участи. Но людей удивило не то, что большой начальник – вор, а то, что десятки лет ему позволяли воровать, а сейчас арестовали, что случилось?
А как хорошо все начиналось
Родился Магомед Сулейманов в советскую эпоху 28 апреля 1959 года в городе Избербаш Республики Дагестан. Получил добротное советское образование. Сначала закончил Балашовский пушно-меховой техникум, а затем Московский кооперативный институт. Защитил диссертацию и стал доктором экономических наук. С 1978 по 1993 годы трудился в республике Калмыкия на разных должностях.
В лихие 90-е выковывается жесткий характер крепкого руководителя. Возвратившись на родину в 1993 году, Сулейманов возглавляет банк, потом второй. Становится депутатом народного собрания Республики Дагестан трех созывов. С 1997 года 10 лет был главой администрации города и района Избербаш. Когда он пойдет на повышение в столицу республики, пост главы родного города займет его брат Абдулмеджит Сулейманов. Передача власти в одной семье никого не удивляет в Дагестане.
Люди помнят с добром
Несмотря на то что Магомеда Сулейманова в конце 2018 года обвинили в мошенничестве и воровстве, земляки его вспоминают добром. Логика людей проста: а что другие на его месте воровать не будут? Этот хотя бы для людей что-то сделал, был доступным, не кичился своим положением. У населения он оставил хорошие впечатления о себе. Вот брата его не любят, но это уже другая история.
В Дагестане есть негласное правило, кого назначать на должности. В республике проживают представители 14 национальностей, и среди них нет доминирующей. Поэтому руководящие посты распределяются между представителями трех народностей: аварцами, даргинцами, кумыками. Магомед Сулейманов являлся даргинцем и занимал посты, которые по негласным квотам, распределялись между представителями этой нации.
Семья – это святое
Еще одна яркая черта кавказцев – приверженность семье, традициям предков, а отсюда вытекает такое явление, как клановость. Семья Магомеда Сулейманова большая, дружная, крепкая– жена и пятеро детей. Кроме того, в поле родственных связей попадают двоюродные братья и дяди, тетушки, бабушки, и т. д. в геометрической прогрессии. И здесь принято поддерживать своих людей, продвигать их на должности. Соответственно, выдвиженец начинает работать в пользу своих покровителей.
Сулейманов входил в мекегинский клан, где правил его двоюродный брат, бывший теперь председатель правительства Дагестана, Гамидов Абдусамад. Он стал продвигать Сулейманова в республику, и в 2007 году он перебрался в город Махачкалу. Занимая пост председателя Народного собрания, провинциальный политик быстро научился правилам большой политической игры, и начал укреплять и расширять свое влияние.
За все заплачено
В 2010 году главой республики становится Магомедсалам Магомедов, и начинается передел власти между кланами. Сулейманов вынужден освободить свой пост, но в накладе его не оставляют, предложив более выгодное в финансовом плане место председателя территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС). Теперь в его руках был многомиллиардный бюджет. Должность тихая и спокойная. Но политическим играм свойственна большая динамика.
Через три года к власти в республике приходит Рамазан Абдулатипов. И начинается новый передел. В 2014 году Сулейманов занимает пост временно исполняющего обязанности мэра Махачкалы. По слухам, мекегинский клан заплатил 1,5 млрд рублей главе Дагестана Рамазану Абдулатипову. И тот назначил Сулейманова ВрИО главы Махачкалы.
Слухи о взятке быстро распространились по сети и стране, и чтобы не было лишних вопросов, Абдулмеджит Сулейманов должен был освободить кресло главы “Избербаша”. Формально на эту должность был назначен другой человек, но фактически, братья Сулеймановы продолжили контролировать “Избербаш” и ТФОМС через доверенных людей.
Злые происки врагов
Новый мэр окунулся с головой в работу. Следуя правилам игры, Сулейманов ставит на ключевые посты в городе подконтрольных ему чиновников. Жесткий стиль руководства устраивал до поры до времени Главу Дагестана. Но в 2015 году между двумя лидерами намечается раскол, связанный с выборами в местные органы самоуправления, в том числе, выборы депутатов от районов города Махачкалы.
Списки кандидатов в депутаты не устраивали Абдулатипова из-за того, что слишком много людей были ставленниками Сулейманова. Отказываться от этого списка глава Махачкалы также не хотел. Встал вопрос о дальнейшей совместной работе Абдулатипова и Сулейманова. Впоследствии они приходят к соглашению: Сулейманов под благовидным предлогом освобождает кресло главы Махачкалы, и он возвращается на старую должность в ТФОМС так же, как и его брат. Сказано – сделано.
Мертвые души
Долгожительство в политике определяется умением человека следовать правилам, установленным системой. Магомед Сулейманов был у власти более 25 лет, и казалось, знает все тонкости и нюансы закулисья. Однако он испытал шок от неожиданности, когда 17 августа 2018 года его арестовали в аэропорту Махачкалы, предъявив обвинение в мошенничестве, и в создании организованного преступного сообщества.
Проверка фонда выявила несколько схем по хищению бюджетных денег, организованных главой ТФОМС. Но доказанных пока две. Первая: в частных клиниках подготавливались фальшивые документы об оказанных медицинских услугах, которые потом оплачивались из фонда ОМС. Вторая: на умерших людей и граждан, уехавших в Сирию в радикальные исламские группировки, оформлялись документы о дорогостоящем лечении, которое также оплачивалось фондом. Таким образом, следствию удалось доказать факт хищения 210 млн рублей. Но на самом деле сумма ущерба гораздо больше.
О сколько их…
Длительное время в ТФОМС шли проверки. Конечно, такого опытного политика насторожила кипучая деятельность проверяющих органов в его ведомстве. И он даже готовил пути отхода в Германию. Однако его успокаивали, что все это формальность, если что, пройдет только свидетелем. Для надежности он заплатил кому нужно, и его заверили, что беспокоится не о чем. Проверяющие усыпляли бдительность чиновника, боясь того, что он скроется заграницей.
Не последнюю роль в бездействии Сулейманова сыграла уверенность в том, что его могут защитить деньги, и солидный послужной и наградной список. В разное время за свой добросовестный труд он был награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, «За заслуги перед Республикой Дагестан».
Да действительно: «От тюрьмы и от сумы не зарекайся». Даже безупречная биография Магомеда Сулейманова не смогла спасти его от заключения под стражу.
#Обовсёмнасвете
0 коммент.:
Отправить комментарий